Критические мысли о «Юноне и Авось»

Вот уже много лет на сцене театра «Ленком» идет легендарная рок-опера «Юнона и Авось». Спектакль неизменно собирает полные залы, им восхищаются, его цитируют. Я слушала оперу несколько раз и она мне так и не понравилась. Посыл в ней, я считаю, самый негативный.

Знаете, о чём, на мой взгляд,  «Юнона»? О том, как пьяный депрессивный мужик сломал жизнь наивной девчонке с прекрасным будущим. После чего она оказалась в полной изоляции от общества и ей уже больше ничего не оставалось, кроме как закончить свою жизнь в монастыре. Времена были такие: обесчещенная женщина — бракованный товар, общество от неё отворачивается.

Скажете, ничего подобного и «Юнона и Авось» - это спектакль о великой любви? О преданности героини своему избраннику, которым она жила?

Ну конечно, жила, а что ей еще оставалось делать. Представьте себя на её месте: дочь богатых родителей, любимица семьи, собирается замуж за влюбленного в неё перспективного юношу. Кончиту все обожают, весь мир у ее ног.

И вдруг, буквально за ночь, вся её жизнь рушиться. От прежнего благополучия не осталось и следа. Большинство тех, кого она считала близкими, от неё отвернулись. Девушка оказалась в полной изоляции: ей некуда идти, не у кого искать поддержки, негде получить опору.

Жизнь Кончиты сломана и чтобы не сойти с ума, она цепляется за последнюю надежду — Резанова. Воображение видит в нём благородного спасителя, который однажды придет и вырвет её из этого ада.

Эта надежда — её единственный шанс выжить, другого нет, поэтому героине «Юноны и Авось» ничего не остается, как ждать, ждать, ждать... Ведь тогда женщина могла устроить свою жизнь только одним способом - выйти замуж. Другие пути были закрыты. А значит, нет мужа — нет нормальной жизни.

У опозоренной губернаторской дочки не было шансов найти себе супруга на Родине. Оставалась ждать того — из далёкой России. Он — её муж, а значит её билет в благополучною жизнь. Стоит ли после этого удивляться, что именно Резанов оказался центром разрушенной вселенной Кончиты?

Правда, несмотря ни на что её продолжают любить родители. Но и они не в силах противостоять строгой морали того времени, а потому не могут вернуть дочери прежнее положение. Они соглашаются отдать наследницу за иностранца из далёкой России, потому что понимают: здесь ей уже ничего не светит, а туда скандальная слава может не докатиться, может поживет ещё девочка.

Есть ещё милый Фернандо, которого не оттолкнули похождения Кончиты, он по-прежнему влюблен. Но нежный юноша не властен над собой: родители запретили ему жениться на бракованной невесте и точка. А с губернатором и через других его родственников можно породниться — детей тогда много рожали.

А что Резанов? Принято думать, будто он как-то необыкновенно влюблен в Кончиту. Но, позвольте, причем тут любовь? По-моему у дядечки просто начался кризис среднего возраста, меланхолия накатила, вот и пошел, так сказать, по бабам.

Раньше почему не пошел? Так ведь на корабле был, какие там бабы. А тут вот так прямо сразу с корабля на бал: вино, танцы, вечеринка. И красивая девушка рядом. Она - темпераментна, неопытна, любопытна. Он - интересен в своей вселенской грусти, обходителен, умен. Есть за что зацепиться воображению обеих сторон.

А тут еще льющееся рекой спиртное, тосты за здоровье именинницы. Вот так всё и случилось: оба выпили, потеряли голову — и понеслось.

Ну а дальше они просто оказались заложниками ситуации и вынуждены были действовать, исходя из предложенных судьбой условий.

Правда, Резанов честно на Кончите женился. А то б ему не жениться: темпераментные родственники соблазненной быстро бы объяснили ему, что к чему. Да и чувство долга, наверное, проснулось, жалость— ведь Резанов всё-таки не мерзавец.

В общем, история, рассказанная в «Юноне и Авось» - это просто житейская история, каких тысячи. Да, так бывает, что тут поделаешь. Как сложилось, так сложилось. Но почему этому надо петь гимны? Где здесь повод для восхищения? В чём он?

В том, что Резанов не утруждал себя хотя бы минимальным прогнозированием ситуации? И делал то, что придет в голову: приспичило в экспедицию — грохнул на это все свои финансы; понравилась молоденькая девчонка — мимоходом отнял у нее блестящее будущее.

А может быть восхититься надо той неблагодарностью, которой герой отплатил губернатору за его гостеприимство, за приглашение на праздник к любимой дочери? Подлость, угробленная девичья жизнь — это повод для восторгов?

Или надо порадоваться положению женщин той эпохи, заложницей которого стала Кончита? А чем это не повод для восторга, ведь не будь тех нравов, истории «Юноны и Авось» просто бы не случилось. В наши дни интрижка с заезжим кавалером грозила бы Кончите разве что лишением карманных денег, да запретом посещать вечеринки. А тут — монастырь. И правда, какое счастье!

Да, тогда жили именно так и бесполезно это осуждать, историю не перепишешь. Да, без таких импульсивных натур, как Резанов, земля вертелась бы гораздо медленное. Все это понятно, как есть, так есть.

Но гимны-то почему этому надо петь? Почему надо с таким энтузиазмом воспевать трагедию и сломанные судьбы?

Юлия Зорина