«Моцарт и Сальери», «Джанни Скикки»

Я люблю Московскую консерваторию за чудесную атмосферу. И особенно люблю её Оперный театр, потому что там часто выступают студенты. Слушать их — одно удовольствие.  Сегодня я слушала там две одноактные оперы - «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и «Джанни Скикки» Верди.

Студенческие спектакли - и не только в Консерватории - я ценю за их необыкновенную атмосферу. Начинающим артистам ещё не хватает сценического опыта и исполнительского мастерства. Зато с какой энергией они играют!

Сцена ещё не стала для них рутиной и каждый выход на публику — событие. Это очень хорошо ощущается в зрительном зале. Такие эмоции редко получишь на взрослых спектаклях. Это не означает что опытные артисты играют хуже. Просто именно таких ощущений их исполнение не вызывает.

Поэтому я часто хожу на выступления тех, кто только учится. Сегодня это были две оперы в Московской консерватории.

«Моцарт и Сальери»

В роли Моцарта — студент Герман Рудницкий. Жизнерадостный, полнокровный человек, который старался изобразить гения-раздолбая.

Не то чтобы ему это не удалось, но мне почудилась какая-то скованность. То ли парню просто не хватает сценического опыта, то ли не его это аплуа — не знаю. А вот в конце, когда зазвучал «Реквием», артист уже воспринимался органично.

Возможно дело в его партнёре — Сергее Чучемове, который совершенно потрясающе исполнял Сальери. И юный артист проигрывал на фоне опытного солиста театра.

Сальери был великолепен. Эта роль для человека с непростым жизненным опытом, который многое пережил и многое передумал.

Видимо всё это есть у Сергея Чучемова, потому что играл он очень убедительно. И что я особенно ценю в таких образах — сделал роль жизненной, не плоской. Его Сальери — не канонический стопроцентный злодей, какие редко встречаются в природе. Это живой человек со всей неоднозначностью мыслей и чувств, в котором уживается и хорошее, и плохое.

Поэтому Сальери веришь. И поэтому его жаль. Очень. Больше, чем доверчивого Моцарта. Потому что Моцарт умрёт, а Сальери останется. Несчастный человек в плену своих тяжелых завистливых мыслей. А та часть его, где нет места злу - она терзается содеянным. И так будет до конца его долгой жизни.

«Джанни Скикки»

После трагического первого акта плутовская опера «Джанни Скикки» пришлась как нельзя кстати.

Вкратце сюжет таков. После смерти богатого флорентийца его родня обнаруживает: всё состоянии он завещал монастырю. Родственников это не устраивает и они решаются на подлог. Тем более, что документ хранится дома, а о смерти предка ещё никто не знает.

На помощь приходит известный пройдоха Джанни Скикки. Он предлагает изобразить умирающего и будто бы от его имени переписать завещание на родню. Но предупреждает: если афера откроется, им всем отрубят правую руку и навсегда изгонят из Флоренции.

Родственники соглашаются. Приходит нотариус и под диктовку Джанни составляет новое завещание. И, как не трудно догадаться, все деньги покойного плут переписывает на себя. Родня в шоке, но сделать ничего не может — афера откроется и пострадают они все.

Только одному человеку радостно от этой истории — юному Ринуччо, который влюблен в дочь Скикки Лауретту. Родственники долго противились их отношениям под предлогом бедности и незнатности невесты, но теперь путь открыт!

Вот такая история. А теперь о постановке. Она удалась!

Почти все исполнители — студенты. И они старались от души. Спектакль получился лёгким, ироничным — ребята здорово посмеялись над своими персонажами и очень остроумно обыграли их характеры.

Ощущения комичности усиливалось костюмами. Вроде бы обычная современная одежда, но она хорошо подчёркивала происходящее. Наряды героев напоминали фильмы об итальянской мафии и от этого почему-то становилось ещё смешнее.

Впечатления опера оставила приятные. Всё артисты были на своих местах. Кроме, пожалуй, исполнителя роли Джанни Скикки (Константин Сучков). Артист оказался — само обаяние, но его слишком юный возраст подпортил впечатление. Всё-таки не сочеталась такая внешность с образом прожженного пройдохи — отца взрослой дочери.

Это, пожалуй, единственное, что слегка нарушило гармонию. Во всём остальном спектакль был на высоте. Очень рада, что попала на эту оперу.

Юлия Зорина