Как шоу братьев Запашных борются с проблемами российского менталитета?

Вот уже много лет я каждый год хожу на новогодние шоу братьев Запашных, которые проходят в московских «Лужниках». Это всегда качественная работа - костюмы, исполнение —  всё на высоте. Шоу Запашных это сказка, но сказка, ломающая вековые стереотипы. 

Представьте себе историю: девушка прибегает на свидание и видит, как её возлюбленный уходит с другой. Безутешная, она бредет по парку, где натыкается на добродушного старичка.

Тот, выслушав нехитрую историю, посочувствовал несчастной. И тут же взял быка за рога: предложил помочь не только словом, но и делом.

Так начинается шоу «Кукла». Обычная житейская история... Но! Её дальнейшее развитие о том, что будет, если отстраниться от всех проблем и передать их решение некоему доброму, справедливому высокопоставленному лицу. Оно, лицо это, конечно же, спит и видит, как бы позаботиться о подопечных. Разумеется, напрочь забыв о своих собственных интересах.

Такой идиллии захотелось и главной героине. А потому она легко обменяла возможность самостооятельно мыслить на беззаботную жизнь, где нет ни проблем, ни тревог, ни боли.

Об одном забыла милая девушка, ставшая куклой: у каждой медали есть своя обратная сторона. За возможность беспечно жить, приходиться платить полным подчинением своему хозяину. Он позаботится о том, чтобы у опекаемых была плохонькая, но одежда, некачественная, но еда, тесное, но жилище. А вот на мнение их наплюет с высокой колокольни.

Логично, кто платит — тот и заказывает музыку. Не нравится? А не надо было полагаться на доброго дядю. Надо было брать дело в свои руки.

Именно тогда, когда героиня шоу братьев Запашных решила этого не делать и начались её неприятности. А вот когда поняла, что опираться в решении проблем можно только на себя, сразу всё получилось. Ну не сразу и не очень легко, но получилось.

Особенно впечатляет заключительная сцена: художник, будто бы рисующий жуткую кукольную страну, где происходят злоключения героини, беседует с нищим мальчиком. Взрослый пытается убедить подростка, что мир дает человеку достаточно возможностей неплохо устроиться, было бы желание.

Однако оборванный подросток думает иначе. Пожаловавшись на свою незавидную долю, он вопрошает что-то вроде: «Если этот мир такой хороший, то неужели же никто в нём не может мне помочь?». «Может, - отвечает художник, - но за это тебе придется кое-что отдать».

И неожиданно представ в образе коварного Повелителя кукол, увлекает мальчика за собой. Туда, где у него всегда будет кров, еда, но где за любое собственное мнение, за любое собственное желание его ждут тюрьма или даже казнь.

Ну разве не здорово? Вроде бы шоу — одна из многих новогодних сказок, идущих по всей стране. Однако какую жизнеспособную оно содержит модель! Насколько же отличается эта сказка от всех тех, которые мы обычно читаем и смотрим. Там герою всё больше везет, свои блага он получается как-то вдруг, спасение внезапно приходит из вне.

Тут ситуация доходит до самого худшего конца, который только можно представить. И меняется только, когда героиня решает взять дело в свои руки. Вы до последнего надеетесь на счастливую случайность, но нет - никто не приходит на помощь героине, кроме неё самой.

... За много лет я пересмотрела множество шоу Запашных. С точки зрения сценария "Кукла", на мой взгляд, была самым сильным. Остальные куда слабее, что, впрочем, компенсируется зрелищностью и мастерством исполнения.

Но главное не в этом. Главное, что в любом спектакле прослеживается вот эта мысль: нельзя надеяться на других, свои проблемы надо решать только самостоятельно! Пока не возьмешь ответвенность за себя в свои руки, ситуация будет только ухудшаться.

Запашные - умные люди и не могут не видеть, что происходит сегодня в российском обществе. И вместо прямой критики, которая кроме проблем, ничего не даст, помогают рассиянам вот так - год за годом ломая привычный ход сказки и напоминая: хочешь жить хорошо - бери свою жизнь в свои руки.

Юлия Зорина